И.Баженова получает награду как юбиляр в День работников культуры.
10 ноября отметила юбилей жительница Пестяков, хореограф Дома культуры Ирина Александровна Баженова.
Танцевальный коллектив «Башмачок» — победитель Международного конкурса-фестиваля в рамках проекта “Планета талантов”.
Юмористическая миниатюра. В главных ролях А.Двойников и И.Баженова.
Наверное, нет в поселке человека, который не видел ее ярких выступлений на сцене: танцевальное мастерство гармонично сочетается в ней с актерским талантом. В жизни сдержанный и немногословный человек, она раскрывается на сцене настолько полно, что это вызывает горячий отклик зрителей. Осанка, жесты, мимика словно работают в едином ключе, и создается неповторимый образ сказочного героя или нашего современника, как правило, смешного, нелепого, но очень искреннего. Нельзя не верить ее Бабе-Яге или Марфушеньке-душеньке из сказки «Морозко». А как хохочет зал, когда Ирина Александровна исполняет комические миниатюры!
Я беседую с ней в рабочем кабинете, где собрались ее коллеги и участницы созданного ею танцевального ансамбля «Веселуха». По их настроению и откликам заметно, что все они относятся к Ирине Александровне с искренним уважением и теплотой. «У нашего руководителя яркий талант педагога, — говорят её воспитанницы. — Когда она предложила нам организовать танцевальный ансамбль, мы были в недоумении: у всех у нас уже есть взрослые дети, и даже внуки. Ну, какие танцы? Но Ирина убедила нас попробовать. Сначала было только четыре человека, потом шесть, а в итоге двенадцать. Первый танец мы исполнили к 90-летию нашего района, а сейчас уже не представляем жизни без нашего ансамбля». Сейчас на окормлении Ирины Александровны еще два детских танцевальных коллектива – «Задоринки» и «Башмачок». Последний стал лауреатом нескольких престижных конкурсов, и это только начало. За почти 40 лет профессиональной деятельности таких вех было много, и это понятно: успех всегда сопутствует человеку, любящему свою работу, требовательно относящемуся к себе и другим.
«Мой путь в хореографию начался с балетной студии в г. Заволжье, — рассказывает Ирина Александровна. – И это была серьезная школа для меня: я занималась там с шести лет и закончила ее с отличием. Наш преподаватель Павел Данилович Пахтусов, сейчас заслуженный работник культуры, был больше «классиком», чем «народником». Поэтому каждое занятие начиналось с поклона, потом были упражнения у станка в зале с зеркалами. На центральном станке стояли лучшие. А новички начинали заниматься, стоя лицом к стене и держась за станок двумя руками. Постепенно совершенствовались навыки, белые футболочки и трусики менялись на черные купальники, и каждый этап был значим для нас – мы относились к балетному делу очень трепетно. Даже дома мы тренировались: садились с подругой на шпагат, засекали на будильнике время – 15 минут – и учились терпеть боль… Помню, как у меня появились пуанты. Они стоили тогда дорого – 3 рубля, 2 рубля стоила мягкая обувь. Девчонки закладывали в пуанты поролон или вату – так было легче, а я не хотела. Я даже боли не чувствовала, настолько была захвачена танцами. В балетной студии боль и мозоли были показателями качественной работы. Не все шло гладко: я была маленькая и полненькая, но мое старание окупалось: мы танцевали сложные композиции. Например, фрагменты из балета «Спящая красавица». Многие из выпускников нашей студии потом становились серьезными танцорами. Балетная школа была для меня уже тогда средством первых заработков: в заволжском Доме культуры были вечера для старшеклас-сников, где мы выступали, и после этого нам платили зарплату».
В Пестяки Ирина Александровна приехала на практику во время учебы в Ивановской областной культурно-просветительной школе. «Когда я поступала ту- да, — вспоминает она, — танцевала вариацию из балета «Жизель». На первых порах мне было даже легко учиться, потому что программу первого курса я освоила еще в балетной студии. Но, несмотря на это, я очень старалась. Помню, как делала плие (то есть приседания), потея от напряжения. И моя преподавательница считала, что это правильно: только выкладываясь полностью, можно достичь результата. Однажды она вызвала меня в коридор и сказала: «Вот у тебя есть настроение работать – и у меня оно есть. У тебя нет настроения – и у меня его нет». И мне было очень приятно! Самым сложным для меня была постановка танца. Я все время пыталась что-то менять: мне казалось, что вот так или так будет лучше». «А сейчас испытываете творческие муки?» – интересуюсь я. «Да, это идет со мной по жизни, — соглашается собеседница. — Ведь я не чистый «народник», я занималась больше классикой. И в советское время мне было сложно, потому что в русском танце должны были быть только «русские» движения, в молдавском – только «молдавские» и так далее. Эстрадный танец был тоже строго определенным. Танцевальный «микс» не приветствовался. Но сейчас в этом плане стало легче: можно соединять разные стили и направления».
Я интересуюсь у Ирины Александровны, не приходила ли ей мысль поменять профессию, ведь физические и энергетические затраты хореографа очень серьезны. «Да, бывает иногда: прихожу домой и не хочу смотреть телевизор, как там люди поют и пляшут, — говорит она. — Хочу отдохнуть от этого, но не получается. Танец – это моя жизнь. А мама хотела, чтобы я была педагогом. Считала, что хореография – это не профессия. Так и говорила: «Неужели ты всю жизнь будешь плясать?» Но так случилось, что я всю жизнь пляшу. Когда-то в училище мы думали: что мы будем делать в 30 лет? В 26 лет я уже считала себя в танцах пенсионеркой… Помню, однажды в нашем «поповском» лесу был концерт. И была какая-то заминка в программе, мне сказали, что нужно срочно танцевать. Я сказала тогда организаторам: «Ну, в последний раз!» И этот последний раз длится до сих пор. В следующем году будет 40 лет моей профессиональной деятельности. Тогда я и подумать не могла, как долго останусь в профессии».
Я прошу Ирину Александровну рассказать анекдот из ее творческой жизни. «Помню, как работала с Александром Леонидовичем Медведевым, — вспоминает она. — В то время он работал директором пестяковской музыкальной школы и был прекрасным аккомпаниатором. И вот идет концерт, а репетиций не было – не успевали. А была традиционная «Калинка», где ритм часто меняется от быстрого до медленного и наоборот. Что делать? Он говорит: «Посмотришь на меня и улыбнешься – значит, надо быстрее играть. Посмотришь задумчиво – буду играть медленнее». Так и работали, и взаимодействие было идеальным». Она изображает это так ярко и живо, что все мы хохочем от души. «Ирина Александровна дала мне путевку в мою профессиональную жизнь, — вступает в разговор художественный руководитель Дома культуры Ольга Павловна Макарова. – Я была участницей первого коллектива, с которым она здесь занималась… И после меня многие ученики Ирины Александровны пошли по ее стопам: танцы и фитнес идут с ними по жизни».
«У нас с Ольгой Павловной состоялся творческий обмен, — продолжает тему Ирина Александровна. – Мой первый актерский опыт состоялся благодаря ей. Первый раз она дала мне сценку, а я отказалась. Но Ольга Павловна настояла, как говорится, в приказном порядке. Так и началась моя актерская карьера, сейчас в моем репертуаре уже много интересных ролей».
Конечно, в жизни творческого человека всегда много увлечений. Любимое из которых – собирать грибы и ягоды в лесу. «Люблю ходить туда одна, хотя часто путаю дорогу. Недавно опять в очередной раз заблудилась в трех елках», — смеется моя собеседница. – Как вышла, не знаю». «Как вышла? — хохочут колле- ги. — Сцена позвала, не иначе».
В конце беседы я спрашиваю Ирину Александровну о ее сокровенной мечте. «Моя мечта, — говорит она, – съездить с коллективом «Веселуха» в Санкт-Петербург и дать там благотворительный концерт для людей старшего возраста. Заодно мы бы посмотрели город…» Замечательно, если у руководителя такая мечта, если он мечтает о большем, чем есть сейчас. Значит, впереди новые успехи и профессиональные достижения. Уходя, я поздравляю Ирину Александровну с юбилеем и желаю ей творческого вдохновения и талантливых учеников.
Н. Кипарина.
Фото из архива газеты «Новый путь».